По информации 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2018 года количество проданных в кредит автомобилей составило 801,3 тыс. единиц.
Рост выдачи автокредитов по сравнению с 2017 годом составил 10,7%
По информации 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2018 года количество проданных в кредит автомобилей составило 801,3 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 10,7% (в 2017 году - 723,8 тыс. единиц). Таким образом, количество выданных в 2018 году автокредитов почти достигло показателей «докризисного» 2014 года (823,4 тыс. ед.) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика выдачи автокредитов в 2014-2018 гг., в тыс. ед.

Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2018 году увеличился на 11,9% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 634,2 единиц (в 2017 году – 1 460,0 тыс. ед.).
Сопоставление данных НБКИ об автокредитах и агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка указывает на стабильность доли «кредитных» автомобилей в общих продажах в 2018 году (Таблица 1). Так, доля всех автомобилей, проданных в кредит в прошлом году, отнесенная к рынку новых машин, составила 49,03%, незначительно снизившись по сравнению с предыдущим годом на 0,5 процентных пункта (в 2017 году - 49,57%).
Следует, однако, отметить, что продолжает расти выдача кредитов на автомобили с пробегом. По информации аналитического агентства «АВТОСТАТ», полученной от 15 ведущих «автокредитных» банков, за исключением большинства кэптивных, кредиты на автомобили с пробегом составляют до 23% от общего количества автокредитов, выданных в прошлом году. За прошедший год выдача кредитов на автомобили с пробегом по группе банков выросла на 45% в штуках и на 48% в рублях, то есть этот сегмент рынка рос более интенсивно.
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит
Период
|
Выдачи автокредитов*, тыс. ед.
|
Объем рынка** автомобилей, тыс. ед.
|
Доля всех кредитных автомобилей***
к объему рынка новых
|
2014 год
|
823,4
|
2 337,5
|
35,23%
|
2015 год
|
485,3
|
1 308,5
|
37,09%
|
2016 год
|
552,4
|
1 255,3
|
44,01%
|
2017 год
|
723,8
|
1 460,0
|
49,57%
|
2018 год
|
801,3
|
1 634,2
|
49,03%
|
Детализированная информация о показателях авторынка и рынка автокредитования предоставляется подписчикам аналитических материалов агентства «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ)
«В 2018 году автокредитование выросло и вернулось на уровни 2014 года, - комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Несмотря на окончание ряда госпрограмм льготного автокредитования, кредитование продолжает оказывать высокий уровень поддержки автомобильной отрасли. Все большую популярность набирает кредитование поддержанных автомобилей. На фоне роста автокредитования в этом сегменте мы фиксируем усиление внимания кредиторов к риск-аналитике: кредитные отчеты используются не только на этапе рассмотрения заявки, но и в процессе обслуживания кредита, повышается интенсивность запросов скоринговых оценок, все больше кредиторов передает дополнительно сведения в «Базу залогового движимого имущества НБКИ» и пользуется этим сервисом при кредитовании на вторичном рынке. Все это приводит к улучшению качества обслуживания автокредитов и снижению доли просроченной задолженности».
«Российский авторынок растет второй год подряд, причем демонстрируя двузначный рост, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако во втором полугодии 2018 года его темпы заметно снизились и составили менее 10%. Одной из причин снижения темпов рыночного роста является сокращение объемов господдержки льготного кредитования. При этом, несмотря на замедление темпов роста выдачи автокредитов, их доля в структуре продаж остается весьма значительной. Иными словами, роль кредитования в автомобильной отрасли по-прежнему велика».
Таблица 2. ТОП-15 регионов с наибольшими объемами рынка в 2018 году
Регионы
|
Объем** рынка в 2018 г., шт.
|
Автокредиты
|
Доля всех кредитных автомобилей***
к объему рынка новых
|
|
2018 г., шт.
|
Изменение к 2017 г., в %
|
Москва
|
238 813
|
65 067
|
2,6%
|
27,2%
|
Московская область
|
136 256
|
48 780
|
-0,1%
|
35,8%
|
Санкт-Петербург
|
111 954
|
51 832
|
-6,3%
|
46,3%
|
Республика Татарстан
|
71 567
|
43 760
|
-11,3%
|
61,1%
|
Краснодарский край
|
62 125
|
28 050
|
2,6%
|
45,2%
|
Республика Башкортостан
|
58 860
|
39 065
|
-1,8%
|
66,4%
|
Самарская область
|
53 895
|
25 506
|
-6,8%
|
47,3%
|
Свердловская область
|
52 581
|
29 809
|
21,7%
|
56,7%
|
Челябинская область
|
43 537
|
27 464
|
8,4%
|
63,1%
|
Ростовская область
|
42 600
|
21 991
|
-5,6%
|
51,6%
|
Нижегородская область
|
39 060
|
23 116
|
-14,2%
|
59,2%
|
Пермский край
|
33 721
|
23 391
|
-6,2%
|
69,4%
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
30 292
|
13 980
|
18,5%
|
46,2%
|
Ставропольский край
|
29 082
|
13 833
|
12,1%
|
47,6%
|
Воронежская область
|
27 882
|
14 876
|
7,3%
|
53,4%
|
Примечание: в целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и агентства «АВТОСТАТ».
* С учетом автомобилей с пробегом.
** На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ.
*** Доля кредитов, выданных на новые автомобили несколько меньше, т.к. отсутствует разбивка данных по выдачам кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом.